Секьюритизация в России и мире: ключевые тренды
Дмитрий ШАГАРДИН и Ольга ЛАПШИНА, банк «Санкт‑Петербург»
Цикл повышения ставок откладывается
Падение цен на commodities, довольно сильная волатильность на финансовых рынках в начале 2016 г. и очевидная слабость американской экономики в четвертом квартале 2015 г. стали причинами того, что по итогам январского заседания ФРС не пошел на дальнейшее ужесточение монетарной политики. Ни о каком цикле или серии повышения ставок пока говорить не приходится.
Секьюритизация в России и мире: ключевые тренды
Александр КАЗАКОВ, LL.M, руководитель группы по структурированию проектов, Евразийский Банк Развития
Секьюритизация: история и пути развития
За прошедшие 15 лет секьюритизация в России превратилась из никому не известного феномена в привычный и понятный инструмент, который успел пережить и стремительный взлет в конце 2000-х, и кризис 2009 г., а потом попасть в дурную компанию1. Объемы выпусков в последнее время падали, но сегодняшний системный кризис в России дает секьюритизации еще один шанс укрепиться на рынке.
Секьюритизация ипотечных активов: новые вызовы
Станислав НАСТАСЬИН, вице-президент, старший аналитик, Moody’s
Российские ИЦБ: ухудшение показателей кредитного качества портфелей в 2016 г.
П осле фазы стремительного роста в 2012–2014 гг. объем выпуска ипотечных ценных бумаг значительно сократился в 2015 г. По сравнению с рекордным 2014 г., когда агентство присвоило рейтинги 14 выпускам российских ценных бумаг, обеспеченных жилищной ипотекой (ИЦБ), в 2015 г. рейтинг Moody’s получили только две сделки с ИЦБ. Ослабление российской экономики из-за падения цен на энергоносители и санкций, введенных ЕС и США, привело к росту неплатежей по ипотечным кредитам в секьюритизированных портфелях, несмотря на некоторые признаки стабилизации показателей кредитных портфелей, отмечавшиеся в начале 2015 г. Если дальнейшее снижение цен на нефть продолжит давить на экономику страны, доля просроченных кредитов начнет расти ускоренными темпами. Падение реальных доходов заемщиков и рост безработицы неминуемо приведут к ухудшению способности заемщиков обслуживать долги по кредитам. В наибольшей степени пострадают сделки, в которых были секьюритизированы кредиты более слабых оригинаторов с точки зрения качества процессов андеррайтинга и сервисного обслуживания ипотечных кредитов. В результате различия в качестве кредитных портфелей станут более очевидными. Хотя наблюдаемые уровни дефолтов и прогнозы по уровню будущих убытков для большинства транзакций все еще находятся в рамках наших текущих допущений по ожидаемым убыткам, значительное ухудшение показателей в сделках более слабых оригинаторов может заставить нас пересмотреть исходные модельные допущения.
Секьюритизация ипотечных активов: новые вызовы
Кирилл ГРИШАНОВ, управляющий директор подразделения «Ипотечные продукты и андеррайтинг», АО «АИЖК»
Новая роль АИЖК на российском рынке ИЦБ
В 2015 г. году с появлением Единого института развития в жилищной сфере начался новый важный этап в деятельности Агентства по ипотечному жилищному кредитованию на рынке ипотечных ценных бумаг (ИЦБ). Секьюритизация ипотеки пока не стала широко распространенным эффективным механизмом рефинансирования, так как предложенный на рынке формат ИЦБ неинтересен широкому кругу инвесторов из-за своей ограниченной ликвидности, сложности анализа и отсутствия регуляторных преимуществ. Долгий и затратный процесс выпуска ИЦБ по существующему механизму секьюритизации неудобен и для первичных кредиторов по ипотеке (оригинаторов). Многие выпуски ипотечных ценных бумаг носят технический характер, в дальнейшем эти облигации используются в качестве залога при операциях РЕПО с Банком России. Эффективность старых форм секьюритизации резко снизилась в 2016 г., когда Центральный банк ввел нормы соглашения Basel III в российское банковское регулирование.
Рынок секьюритизации альтернативных классов активов
Владимир ДРАГУНОВ, партнер, глава практики секьюритизации и структурированного финансирования, «Бейкер и Макензи»
Вступительное слово
Историю развития российской секьюритизации неипотечных активов можно разделить на несколько основных периодов. 2003–2008 гг. были этапом становления российской секьюритизации. В конце 2003 г. был принят закон «Об ипотечных ценных бумагах». В это же время на российском рынке были реализованы первые сделки неипотечной секьюритизации. В данный период был секьюритизирован широкий класс активов, в общей сложности было реализовано более 30 сделок. В частности, были секьюритизированы ипотека, потребительские кредиты, автокредиты, кредитные карты, лизинговые платежи, факторинговые платежи, межбанковские клиентские платежи (DPRs). Многие наработки из этих сделок сейчас постепенно внедряются в сделки по новому закону о секьюритизации.
Case studies: российский и мировой опыт секьюритизационных сделок. Лучшие практики
Сергей КАДУК, директор департамента секьюритизации, ИК «РЕГИОН»
Феномен STACR. Стратегии поддержки ипотечного рынка в США
В 2015 г. программа выпуска облигаций ипотечного агентства Freddie Maс, получившая название Structured Agency Credit Risk (STACR), была признана сделкой года в категории «Ипотечные ценные бумаги» сразу тремя авторитетными изданиями по финансам. Успешное размещение выпусков в рынок позволило привлечь частный капитал в облигации квазигосударственного ипотечного агентства. Анализ данного инструмента позволяет сравнить подходы к поддержке ипотечного рынка в США после subprime-кризиса.
Правовые и налоговые вопросы в сделках секьюритизации
Полина БУГАКОВА, ведущий эксперт, Банк России
Ключевые вопросы регулирования рынка залоговых облигаций
З а время существования секьюритизации в России участники российского рынка получили опыт реализации сделок с различными видами активов: авто- кредитами, потребительскими кредитами, платежами по кредитным картам. Широкое распространение получили сделки секьюритизации с ипотечными кредитами. Из-за пробелов в российском нормативном правовом регулировании сделки неипотечной секьюритизации, как правило, осуществлялись по иностранному праву путем учреждения специальной компании за рубежом. Стало очевидно, что для создания возможности секьюритизации более широкого круга активов по российскому праву необходимо внести изменения в законодательные и нормативные акты.


